Медовым Спасом в народе называют православный праздник в первый день Успенского поста, установленный в IX в. в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней. До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения.
На Руси отмечать праздник стали с конца XV в. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста — три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).
«Спасивка» длилась две недели и включала по народным представлениям два Спаса — первый и второй. Первый Спас — Маковей/Маковий или медовый . В большинстве станиц в этот день в церкви освящали мак, мед, соль. В некоторых станицах помимо этого освящали цветы, в т.ч. васильки (Благовещенская, Варениковская, Гостагаевская). В ст. Варениковской освящали воду в реке, бросали туда мак, цветы и купались.
Мак и соль использовались для защиты домашних животных от «сглаза». В ст. Некрасовской, х.Черном ими посыпали теленка и корову сразу после отела. В Некрасовской мак рассыпали в коровнике, приговаривая: «Кто думает корову спортить, хай этот мак соберет» .
Васильки, как и троецкая трава, хранились за иконой. В последующем их могли использовать на Крещение как кропильце при окроплении членов семьи, двора, хозяйства, в свадьбе.
На медовый Спас готовили пампушки с маком и медом «на помин родителей» (х.Кубанский). Интересную форму поминок описал священник ст. Чамлыкской Е. Рясинский: «Владельцы пасек на медовый Спас сооружали длинные дощатые столы, расставляли на них миски с медом, раскладывали теплый хлеб. Без приглашения приходили жители станицы и «поминали родителей» .